суббота, 31 июля 2021 г.

«…а князю славы…»

Все походы русских князей в Половецкую степь — это своего рода рейды, набеги на беспокойных восточных соседей. А беспокоили Киевскую Русь и печенеги в Х веке, и торки в ХІ веке, но особенно отличались грабежами во время своих вторжений в русские княжества половцы в ХІІ веке. Захватывая в плен жителей, они держали их в заложниках, требуя за пленных большой выкуп.

Этим грабителям русичи платили тем же, устраивая неожиданные набеги на половецкие города и стойбища, которые находились недалеко от восточной границы Киевской Руси. Чаще всего набегам и грабежам подвергалась Торянь (на Донбассе — район Торских соленых озер у современного г. Славянск), где были земли ханов Кончака, Кози Бурковича, Токсобича, Колобича…

Вот как в Ипатьевской летописи сказано об одном из таких рейдов в Торянь:

«…Погнавшиеся передовые русские избивали и брали в плен половцев», «…Половцы пробежали свои вежи, бросив их, а русские подошли к вежам и взяли там добычу…», «…они вернулись к своим полкам с полоном…».

Больше всего такими грабежами занимались княжеские дружины княжеств, которые граничили с Половецкой землей. Об этом хорошо сказал курский князь Всеволод, расхваливая качество своих воинов-курян (в «Слове о полку Игореве»):

«…под трубами повити, под шеломы возлелеяни, конец копия воскормлени, пути им ведоми, яругы им знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли озострени; сами скачуть акы серыи волци во поле, ищучи себе чти, а князю славе…» (изд. 1800 г.).

Автор «Слова о полку Игореве», рассказывая о первой стычке (10 мая 1185 года) с половцами, писал, что русские полки, вторгаясь в Половецкую Торянь, имели ту же цель: «…Русичи великая поля черлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а князю славе!». Дальше автор «Слова» перечисляет тот «полон», который достался русичам в половецких стойбищах: красные девки половецкие, золото, ковры, дорогой бархат… Князю Игорю тоже преподнесли трофеи, хотя он и не участвовал в захвате полона; руководствуясь установкой «себе чти, а князю славы», русские дружинники взяли полон и для главнокомандующего:

«…Багряный же стяг, белую хоругвь, багряную челку и стремя серебряное — храброму Святославичу добыли…».

На второй день (11 мая) шесть русских полков оказались в окружении огромной половецкой орды. «…а храбрые русичи преградиша черлеными щиты…». Слова те же (о щитах), что и 10 мая, а вот «лозунг» исчез: как говорится, «не до жиру — быть бы живу». Пришлось русичам занимать круговую оборону и два дня сражаться с ордой до полного своего поражения…

Теперь трудно установить, кто первый слово «чти» перевел как «честь». Возможно, это был поэт В.И. Майков, который «Слово» перевел в стихи в 1872 году: «…Алчут чести, а для князя славы…».

С «честью и славой» переведено было много раз другими поэтами и переводчиками:

«…Добывают острыми мечами князю славы, почестей себе…», «…себе ищут чести, а князю славы…», «…ища себе чести, а князю славы…».

Эти «честь и слава» в разных вариантах повторялись во всех стихотворных переводах украинских поэтов: «…честі там собі шукають, князю славу здобувають...», «...Собі честі здобувають, славу князеві шукають...», «...Шукаючи собі честі, а князеві слави...», «...Для себе честь
звитяжну, а для князя славу бойову...».

Судя по тому, как развертывались события (10 мая) при взятии военных трофеев (девки, ковры, бархат), в призыве-лозунге на первом месте стоит «чти», а потом «слава князю» (хоругвь, челка, стремена), т.е. здесь главное — « свое чти»…

Что же обозначает слово «чти»? Действительно ли «честь», как утверждают первопечатники и их многочисленные последователи? Поскольку говорится о военных трофеях русичей, захваченных в половецких шатрах, то о чести говорить как-то неоправданно — это обычное, характерное для всех войн мародерство и грабеж. Значит речь идет о чем-то другом. Оказалось, не о чести. После моей палеографической расшифровки «черленые щиты» (красные) превратились в «челненые» (длинные, челнообразные), а два слова «себе чти» в одно — «собезти». Слово это старорусское и его толкование нужно искать в словаре В.И. Даля. Вот оно: «Собезти, собина, собь — пожитки, достояние, собность, то есть: личные вещи и (собственность), собить — припасать, копить, присваивать, наживать (добывать, добыча). Объясняя его после толкования по словарю видно, что воины в половецких кибитках искали подарки, вещи и (золото, ковры, бархат), фактически добычу для своих жен или подружек. Получается, что строки из «Слова о полку Игореве» с лозунгом о «чести» говорят не о ней, а о поступках совсем иного рода, о поисках добычи, и будут выглядеть так: «…Русичи великая поля челнеными щиты прегородиша, ищучи собезти, а князю славы», т.е.: «…Русичи большое поле длинными щитами огородили, ища добычи (для жен), а князю славы». О том, что для жен старались воины свидетельствует сам автор поэмы: говоря о поражении князя Игоря, он написал — «…жены руския восплакашась, аркучи: «Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслити, ни думою сдумати? Ни очима соглядать, а злата и серебра ни мало того потрепати», т.е.: «…женщины русские заплакали, причитая: «Уже нам своих дорогих мужей ни в мыслях представить, ни в мечтах вспомнить, ни глазами выглядеть, а золота и серебра того совсем не носить» (текст приводится после моей палеографической расшифровки). Все стало ясно — кому слава, а кому… подарки! Добытые у врага.

17.12.97 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тайна битвы на Каялы

В.Н. Маркин Тайна битвы на Каялы  Новаторское прочтение поэмы «Слово о полку Игореве»     Дружковка 2012   Редактор: В. Мамонтов Набор: Ю....