пятница, 30 июля 2021 г.

«…от Великого Донеца до Малого Донца…»

«…Погасоша вечеру зори, Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерить от великого Дону до малого Донца…».

В Ипатьевской летописи сказано, что князь Игорь с Овлуром шли и ползли вдоль берегов Донца 11 дней, пока достигли города Донец на восточной границе Киевской Руси. Расстояние, которое они проделали от места побега до города Донец составило приблизительно 362 км, и в день они проходили около 35 км.

Если бы они совершили побег с берегов Дона, как сказано в «Слове о полку Игореве» (1800 г.), то наименьшее расстояние до Малого Донца, на котором стоял город Донец, составило бы 330 км. Путь беглецов прошел бы по степному водоразделу между Доном и Осколом. Никакие лошади не выдержали бы 300 км скачки. В степи беглецов, если бы они шли пешком, легко настигли бы половцы. К тому же автор «Слова» при описании побега из плена кн. Игоря и Овлура весь маршрут беглецов связывает с придонецкими лесами, а не с половецкой степью.

О том, что беглецы шли именно вдоль реки по лесу, говорит и хан Кончак хану Гзе: «…Аже сокол ко гнезду летить, а ве опутаеве красною девицею…» Хан Гза отвечает Кончаку: «…Аже его опутаеве красною девицею, ни нама будет сокольца ни нама красны девице…».

Такое же «опутывание» осталось и в переводе академика Д.С. Лихачева. В палеографическом же моем прочтении «опутаеве» переводится как «опознаеве». И словарь В.И. Даля толкует это слово как «вымануть», «опознать». Весь отрывок в моем переводе выглядит так: «…Говорит Кончак Гзе: «Если сокол к гнезду летит, (то) мы соколика красною девицею выманим». Гза говорит Кончаку: «Если его (сокола) выманывать красною девицею, (то) не будет нам ни сокола, ни красной девицы…».

Таким образом, снарядив погоню за беглецами, ханы придумывают разные варианты, чтоб вымануть их в степь из придонецких лесных дебрей. Это «выманывание» дало косвенный ответ, т.е. подтвердило, что князь Игорь с Овлуром из плена уходили вдоль Донца именно по лесу. Сколько ушло на это времени и почему «отпадает» Дон, об этом говорилось выше, в начале этой статьи.

Дальше следует вернуться именно к ее началу, чтоб определить, где и когда переписчики поэмы внесли ошибку в текст, отодвинув половецкий поселок Торголово на 350 км к востоку — на Дон. Беглецы ускакали ночью на лошадях в северном направлении. Бешеной скачки хватило на 30-40 км, т.е. до прируслового леса на правом берегу Донца. В районе Теплинского леса, бросив загнанных лошадей, они углубились в лесные дебри. Перейдя вброд Донец в том месте, где слева в него впадает река Оскол, они пошли вверх по течению Донца по дебристым берегам. Гору Шеломянь, скорее всего, они не огибали, т.к. здесь по обеим берегам было редколесье, а на броде у реки Сальницы их уже подстерегали половцы. Беглецы выбрали более безопасный путь, и его, по-видимому, хорошо знал Овлур: у южного склона Шеломяня они опять перешли вброд Донец и вышли на его правый берег. Безлесный южный склон горы они могли перейти ночью и спуститься в том месте, где начинается большая излучина Донца, которая с трех сторон огибает Шеломянь. В этом месте на Донце много бродов, один из них теперь называется «Караван» (возле села Семеновка Изюмского района). Перейдя на левый берег Донца беглецы попали в сплошные болотистые дебри, которые сохранились и до наших дней; здесь и теперь водятся дикие козы, дикие кабаны и дикие гуси.

Повинуясь всем изгибам реки, беглецы продвигались по прирусловым лесам к границам Киевской Руси.

И опять следует вспомнить начало побега кн. Игоря: «…Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерит от великого Дону, до малого Донца…». «Спит», «бдит» можно понимать, как «спит и не спит», т.е. притворяется спящим. Об этом же сказано и в Ипатьевской летописи: «…а князя творяха спяща…» — «…а князь притворился спящим…». Притворившись спящим, князь Игорь в мыслях проходит тот путь, по которому ему нужно будет пройти после побега из плена: «…от великого Дона до малого Донца…».

Вполне возможно, что о маршруте побега ему рассказал Овлур, хорошо знавший эти места.

Некоторые исследователи похода кн. Игоря утверждают, что великим Доном в XII веке назывался современный Северский Донец, а малым Донцом — река Уды возле современного города Харьков. Так ли это?

Как уже было доказано выше, кн. Игорь бежал из плена не от Дона. Следовательно, «великий Дон» в «Слове о полку Игореве» — это современный Северский Донец. После моей палеографической расшифровки эти строки звучат так: «…Погасоша вечероч зори. Игорь спит, Игорь бдит — Игорь поля зорит от Великого Донеца до Малого Донецу…», т.е.: «…Потухла вечерняя зоря. Игорь спит и не спит: Игорь в мыслях поля видит от Большого Донца к Малому Донцу…».

Когда переписчики «Слова о полку Игореве» превратили «Большой Донец» в «Дон»? Скорее всего, это искажение произошло в ХIV веке после Куликовской битвы 1380 г. Тогда на Руси у всех на слуху была эта битва, а гремела она рядом с Доном. После этого сражения московский князь Дмитрий Иванович был прозван Донским. Под его командованием были разбиты войска хана Мамая. Эта битва положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

250-летнее господство захватчиков на русских землях замедлило их культурную и экономическую жизнь, утратилась связь с южными княжествами Киевской Руси. В силу такого всеобщего застоя любитель чтения в северном княжестве, взявшись в XIV-XV вв. переписывать «Слово о полку Игореве», вообще не знал о существовании на далеком юге Половецких степей и о протекавшем там Большом Донце.

Итак, кн. Игорь мысленно проходил путь по лесам Большого Донца (совр. Северского Донца) до впадения в него Малого Донца (совр. р.Уды), берега которого тоже были покрыты густым лесом. Леса, леса, болота, дебри лесные, одебренные овраги — недаром же князь Игорь благодарит реку: «…О Донец! Не мало и тебе чести колыхать князя на волнах, расстилая ему зеленую
траву на лесистых берегах, укрывая его теплыми туманами под шатром зеленых деревьев, предупреждая его уткой на воде, чайками на волнах, соколами на ветрах…» (перевод автора этой статьи после палеографической расшифровки).

Во время почти двухнедельных скитаний по лесам и болотам придонецких дебрей беглецы должны были иметь минимальный запас питания, который они могли взять с собой, когда собирались к побегу: Овлур, знавший о долгом пути к границам Руси, по-видимому, позаботился о таком запасе еды. Возможно, в пути им пришлось и рыбу ловить в Донце, и стрелять водоплавающих птиц. В «Слове о полку Игореве» прямо сказано, что беглецы «избивали гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину». Кто и когда сделал такой перевод? И достоверен ли он? Об этом я расскажу в следующей статье.

Следует вспомнить, что Ипатьевская летопись была написана в 1425 году, а это уже XV век.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тайна битвы на Каялы

В.Н. Маркин Тайна битвы на Каялы  Новаторское прочтение поэмы «Слово о полку Игореве»     Дружковка 2012   Редактор: В. Мамонтов Набор: Ю....