пятница, 23 июля 2021 г.

Глава 8

«...потопташа поганыя полкы половецкыя...»
(разогнали они полки половецкие иноверцев)

Как же получилось, что скрытно проведенный ночной марш стал известен половцам, которые «...от мала и до велика стояхуть на оной стороне рекы Сюурлия...» (Ипатьевская летопись)? Скорее всего, это случилось в 5-6 часов утра 10 мая, когда русское войско пересекало 250-метровый безлесный водораздел (рис. 13) между балкой ручья Журавки и балкой Сюурлия. Это передвижение по открытому полю, наверное, «засекли» половецкие пастухи, и весть быстро полетела по их стойбищам. По-видимому, в лесу вдоль правого берега Сюурлия проходила какая-то дорога или тропа, по которой и шли русские. Только так и можно объяснить то, что половецкая орда заранее приготовилась «встречать» русских, прикрывшись Сюурлием на левом его берегу, т.е. они уже знали, что русские полки выйдут из леса на правом берегу Сюурлия. С 6 утра, когда русских увидели половцы на водоразделе, и до «обеднего времени» прошло 7 часов; окружающие половецкие стойбища не теряли времени, а организовали своего рода большой отряд самообороны; здесь были все «от мала до велика» и обоз, но не было видно ни одного воинского знамени или ханского знака. Теперь трудно определить, почему кн. Игорь и Всеволод, увидев такую «армию» половецкую на другой стороне Сюурлия, начали перестраивать свое войско в боевой порядок (рис. 14).



Чтоб одержать победу над такими «силами» половцев, достаточно было небольшого числа русских стрельцов, но оказалось, что в погоню за легкой добычей (рис. 15) кинулось три полка и еще сводные стрельцы.



Русские воины носились, «как стрелы, ловя половецких красных девиц, а с ними золото, ковры и бархат». «...друзии же ночь приехаша к полкам с добычей...», т.е.: «поздним вечером 10 мая они вернулись к своим полкам с добычей». В летописи слово «друзии» заводит в заблуждение, давая понять, что русские вернулись к своим полкам на «друзии» — другую ночь, т.е. 11 мая. Слово «друзии» толкуется в словаре В.И. Даля: друзии, дручии, дручить-обременять, отягощать, маять. Вполне вероятно, что 

«дручии» было прочитано как 

  — друзии, т. к. буква 


и

 

 

очень сходны по начертанию. Тогда перевод будет таким: «...дручии, ночь приехаша к полкам с полоном...» — измаявшись, ночью вернулись к своим полкам с добычей. Таким образом, походный день был потерян на легкую победу и добычу. Уже вечером 10 мая кн. Игорь сообразил, что русские полки целый день втягивались в какую-то половецкую тактическую ловушку; вся легкая победа над половецкими стрельцами и красными девицами — это всего лишь прием заманывания русских в западню.

После того, как часть русских полков бросилась через Сюурлий за легкой добычей, полки Игоря и Всеволода, перейдя Сюурлий, «...помалу идяста, не распустяста полку…», т.е.: «…пошли неспеша (дальше) не перестраивая свои полки». Как понимать «помалу» — неспеша? Сколько километров они прошли, дожидаясь возвращения «победителей»? И снова потребуется обратное вычисление. Князь Игорь обращает внимание на то, что «...се же видихом полкы половецкии, аже мнози суть, ту же ци вся суть совокупили?», т.е.: «…но вот (мы) видим (новые) полки половецкие, и самое главное, много (и), здесь (наверное) все половцы собрались?». Князь Игорь, чтоб оторваться от многочисленной орды, которая накапливалась целый день вокруг западни и которую он предвидел, снова предлагает ночной поход: «...ныне же поедем чрес ночь, а кто поеде заутра по нас, то ци поедуть, но луцише коньицы переберуться…», т.е.: «...сегодня же ночью выступаем, (иначе) завтра все эти (половцы) за нами поедут. А так ночью лучше кони (реку) перейдут». В этой строке Ипатьевской летописи странно прозвучало рассуждение кн. Игоря о том, что перебираться через что-то ночью смогут только лучшие кони, и выходит, что худшие и усталые будут брошены на растерзание врагам. В числе «усталых и худших» оказался полк племянника Игоря и Всеволода — Святослава Олеговича, который сказал: «...Далече есмь гонил по половцах, а кони мои не могуть…», т.е.: «...далеко (я) гонялся за половцами, поэтому кони мои устали...». Но не только у него кони устали: «гонялись и уставали» еще четыре полка — полк Святослава, полк Владимира, полк Ольстина с ковуями и сводный полк стрельцов. Выходило так, что в числе неуставших — «лучших» оставалось немного больше двух полков (из шести) — полки кн. Игоря, кн. Всеволода и часть полка Ярослава, т.к. часть полка ковуев входила в состав этого полка. Теперь о загадочных «лучише коньице». В этом случае снова нужно прибегнуть к толкованию по словарю В.И. Даля. Существует старорусское слово «лучать» или «лучить», т.е. — коли случится. Значит, перевод будет такой: «…но лучише коньицы переберутся…», т.е.: «а если получится, (то) конница переберется». Союз «но» имеет отрицательное значение и близок с союзом «а», «да», «же». Слово «переберутся» толкуется, как перебраться через лужу, реку.

Значит, ночью кн. Игорь решил оторваться от половецких полков, подходивших от Донца и Сюурлия. На пути его встала река, на которой, по-видимому, был брод. Если такого брода не было, то к месту слова Игоря: «...а самемы, как ны бог дасть...», т.е.: «уставшие лошади должны были перебираться вплавь на другую сторону реки, а рядом с ними должны были плыть седоки». Произойти все это могло только под покровом ночи, т.е. до 3-4 часа утра. 10 мая в 10-11 часов ночи все полки были в сборе; до рассвета оставалось 4-5 часов. Значит, переправляться нужно было в полной темноте — между 11 и 2 часами ночи. Сколько же км прошли основные силы русских войск, т.е. те, которые не гонялись за «полоном», от Сюурлия, если они двигались «помалу» — неспеша? Всего в пути они были 9-10 часов — с 13-14 часов дня до 10-11 часов ночи. От Сюурлия (Голая Долина) до реки Казенный Торец 19-20 км по прямой. Скорость «помалу», по-видимому, 2-2, 2 км/ч. Таким образом, пройдя не спеша от Сюурлия 15-16 км, русские полки остановились на ночлег в 4-5 км от реки Казенный Торец и в 1,5-2 км западнее соленых Торских (Славянских) озер. Ночлег состоялся после недолгих споров с уставшими «победителями». Предложение кн. Игоря о спасительном ночном походе было отклонено. Окружаемые половецкой ордой, русские в открытой степи расположились на отдых, после чего последовало горькое замечание кн. Игоря» «…да не видно еси разумеющи, братья, умрети...», т.е.: «...да немного нужно ума (иметь), братья, чтоб здесь умереть» (рис. 16).



11 мая 1185 года на рассвете отдохнувшие русские увидели такую картину: «…Светающи же суботе, начаша выступати полци половецкии ак борове…», т.е: «…на рассвете в субботу полки половецкие, словно лес, начали подходить (к русским)». По-видимому, половецкая орда постепенно накапливалась все дни, начиная со 2-3 мая, когда кн. Игорь и Всеволод 3 дня обменивались гонцами, а затем кн. Игорь 2 дня ожидал у Оскола прихода курских полков.

Теперь русским стало ясно, что их скрытный поход в Половецкую степь не состоялся. «...изумишася князи рускии, кому их которому наехаша, бысть бо их бесчисленное множество. И рече Игорь: се ведаюче собрахом я на ся землю всю Концака и Козу Бурновича, и Токсобича, и Етебича, и Тертробича», т.е.: «…изумилися князья русские: откуда они съехались в таком количестве? Их же собралось (здесь) бесчисленное множество! Сказал тогда Игорь: «Это, видно, мы всю землю Кончака под себя собрали: (землю) Козы Бурновича, Токсобича, Колобича, Тертробича».

В «Слове о полку Игореве» этот ночной отдых и пробуждение русских утром 11 мая так описан: «...Дремлет во поле Олегово храброе гнездо — далече залетело. Не было оно обиде порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон. Поганый половчанин Гзак бежить серым волком, Кончак ему след травить ко Донецу Великому…», т.е.: «…Дремлет в поле выводок храбрых Олеговичей — далеко залетел он. Но рожден был он, видно, на поругание тем соколам, тем кречетам, и тебе, черный ворон. Половчанин Гзак скачет по степи серым волком — Кончак ему след в траве топчет к Донцу Большому». (мой перевод) Здесь автор «Слова» рассказывает о том, что орда половецкая скакала со всех своих земель.

«...Другого дни вельми рано кровавыя зори свет поведають…», т.е.: «…совсем рано на другой день кровавые звезды рассвет возвещают». «Другого дни» — это, конечно, суббота 11 мая, т.к. первая «победная» битва была за Сюурлием «во пяток» — в пятницу 10 мая. В Ипатьевской летописи не сказано, какая местность раскинулась перед глазами русских воинов после пробуждения утром в субботу, а вот в «Слове» автор, осматриваясь глазами очевидца, пишет: «…черные тучи со моря идуть, хотять прикрыти 4 солонца, а во них трепещуть синии молнии..», т.е.: «…черные тучи идут от четырех озер соленых, прикрыть их желая, и в них синие молнии пламенеют». (мой перевод). В этом случае подтверждается расчет, что русские полки заночевали в 1,5-2 км западнее 4 соленых озер. Ночевка состоялась на возвышенном плато водораздела Сюурлия, р.Макатихи и ручья Калантаевского. Только с этого возвышенного места автор «Слова» смог увидеть и так описать окрестности. Отсюда он увидел и реку, до которой русские не дошли совсем немного. «…Быть грому велику! Идти дождю стрелами со Донецу Великого! Почся копием приламати, почся саблям побрезчати о шоломы половецкыя на реце на Каяле у Донецу Великого», т.е.: «…быть грозе большой, идти дождю со стрелами с Донца Большого. Там копьям обломиться, там саблям притупиться о шлемы половецкие на реке на Каяле у Донца Большого» (мой перевод). Написавший «Слово» называет реку Каялу именно как географический объект, уточняя, что эта река здесь же, у Большого Донца. Что Донец был недалеко, сказано и в летописи: «…соседоша с коней, хотяхуть бо боющеся дойти рекы Донця…», т.е.: «…и решив так, все спешились и пошли, сражаясь, и желая с боем выйти к реке Донцу». Из всего сказанного становится ясно, что русские полки попали в окружение половецкой орды, не дойдя до видневшейся вдали реки Каялы. Получается, что это будет современная река Казенный Торец. Автор Ипатьевской летописи только в конце описания сражения, в воскресенье 12 мая, уточняет место битвы: «…в радости место наведе на ны печаль, и во веселье место желю на реце Каялы…», т.е.: «…вместо радости навел он (господь) на всех плачь и вместо веселья печаль на реке Каялы». Летописец называет реку настоящим «именем» — Каялы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тайна битвы на Каялы

В.Н. Маркин Тайна битвы на Каялы  Новаторское прочтение поэмы «Слово о полку Игореве»     Дружковка 2012   Редактор: В. Мамонтов Набор: Ю....