среда, 21 июля 2021 г.

Глава 6

«...Идущим же им к Донцю рекы...»

Как же получилось, что по Ипатьевской летописи битва князя Игоря с половцами состоялась возле реки Донца, а вот в «Слове о полку Игореве» это событие произошло на реке Дон, т.е. в 300 км восточнее. В летописи Донец «упоминается трижды: в начале похода перед затмением солнца; после переправы через Донец (в районе современного города Чугуева); перед решительным боем, когда все усилия русских полков были направлены в сторону Донца, т.е. на север от соленых озер (в районе современного города Славянска). В «Слове о полку Игореве» Дон упоминается 12 раз, и только в самом конце автор «Слова» «проговаривается», 3 раза упоминая Донец и один раз Малый Донец. Но почему тогда в летописи реку Донец не переименовывают в Дон? Малый Донец (по некоторым гипотезам) — это современная река Уды (возле современного города Харькова), тогда Большой Донец — это современный Северский Донец, ну а Дон восточнее и довольно далеко. Автор «Слова», сам того не подозревая, проговорился в конце поэмы, упомянув Большой (Великий) Донец и Малый Донец, еще раз подтвердив достоверность места битвы на Донце, как и указано в Ипатьевской летописи.

Где же тот «Дон великий», куда вел свои полки князь Игорь? Судя по тексту поэмы, Дон совсем недалеко от восточной границы Киевской Руси. Игорь сам сказал об этом: «...хочу — сказал — копье преломить в начале поля половецкого...». Какой же это район поля половецкого? Из Ипатьевской летописи видно, что этот район в двух переходах от места встречи Игоря и Всеволода у реки Оскол и в одном переходе от брода у реки Сальницы (через Донец). Сразу же за переправой у Сальницы в «Слове» появляется возглас: «О Руская земле! Уже за шеломянем еси!..». Для русских за этим холмом — шеломянем была уже чужая земля; здесь же было и начало поля Половецкого. В тексте поэмы автор упоминает Дон после солнечного затмения (после 1 мая 1185 года) уже на пути к Осколу. Выходит, что полки князя Игоря шли на восток, чтоб «...искусити Дону великого...». Все дальнейшие события, описанные в «Слове», происходят в тех же местах, которые по летописи относятся к придонецкому району. Тогда получается, что Дон в «Слове» — это река Оскол в летописи? Современный Дон, если считать, что половецкая земля начиналась в районе реки Сальницы и шеломяна, протекал далеко от начала поля половецкого, а ближайшей рекой в начале этого поля была только Оскол. Сопоставляя сведения по Дону — Донцу в поэме и в летописи, можно сделать такой вывод: в поэме Дон упоминается 12 раз; Дон великий из того числа — 6 раз, Дон синий — 1 раз, просто Дон — 5 раз; 3 раза Донец и 1 раз Малый Донец.

Перед побегом из половецкого плена князь Игорь, сидя у Дона — Донца, мечтал о каком-то Малом Донце: «...Игорь мыслию поля мерит от великого Дону до малого Донца...», т.е.: «...В мыслях он поля видит от большого Дона до малого Донца...».

Сразу же после впадения Оскола в Донец река становится более полноводной и широкой. Значит, Дон — Донец князь Игорь представляет себе великим, т.е. большим. Отрезок Оскола от впадения его в Донец и выше по течению менее полноводный, чем, Дон — Донец, и князь Игорь видит в нем Малый Донец.

Существующая гипотеза о том, что Малый Донец — это река Уды (возле Харькова), данным отрывком «Слова» опровергается. Ведь в тексте поэмы после упоминания Малого Донца три раза назван Донец. Зачем князю Игорю нужно было мечтать о Малом Донце, который уже был (согласно гипотезе об Удах — Малом Донце) на территории Киевской Руси в районе пограничного русского города Донец? (рис. 7).


Если вспомнить начало поэмы, то там есть упоминание о курянах: «...а мои ти куряни сведени ко мети; под трубами повити, под шеломы взлелеяни, конец копия вскормлени, пути им ведоми, яругы им знаеми...», т.е.: «...да еще куряне мои собраны к скачке; под трубами повиты, под шлемами баюканы, с конца копья вскормлены, все дороги ими пройдены, все балки и овраги знают...» (Расшифровка и перевод автора В. М.).

После встречи братьев на Осколе дальнейшее продвижение объединенных русских полков взяли на себя воины-проводники из курян. В самом тексте «Слова» нет географических названий, кроме «синего Дона» — цели похода князя Игоря. Первый географический объект — шеломян. Правда, есть упоминания Киева, Новгород-Северского, Путивля, но это не объекты на пути следования полков на юг, а предполагаемые слова из песни Бояна о походе Игоря. Есть шесть географических названий (после солнечного затмения), но их произносит див на дереве: «...збися див кличеть верху древа, велить несдужати земли незнаеме Волзе и Поморию, и Посулию, и Сурож, и Корсуню, и тебе, Тмутараканьский болван!...», т. е.: «…седой филин вещует на верхушке дерева, наказывает не одолевать неизвестные земли Волги, Поморья, Посулья, Сурож, Корсунь и того идола в Тмутаракани...», (Расшифровка и перевод автора В.М.)

Эти географические объекты также не относятся к маршруту похода русских полков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тайна битвы на Каялы

В.Н. Маркин Тайна битвы на Каялы  Новаторское прочтение поэмы «Слово о полку Игореве»     Дружковка 2012   Редактор: В. Мамонтов Набор: Ю....