четверг, 22 июля 2021 г.

Глава 4

«...уже за шеломянем еси!..»

После брода через Донец, у впадения в него реки Сальницы, в Ипатьевской летописи появляется еще один ориентир (он есть и теперь) — река Сюурлий. Но после брода и до Сюурлия — это 30 км походного расстояния. В летописи ничего не сказано об этом и упущен один очень приметный на местности ориентир. «Заполнить» этот 30-километровый промежуток помогает «Слово о полку Игореве». Описание ночного марша с 9 на 10 мая выглядит так: «...Игорь к Донецу вои ведет. Омже ко беды его наседь птиць по дубию, волци грозу вестошать по яругам, орли клектом на кости звери зовуть, лисици брешуть на челненые щиты. О руская земле! Уже за шеломянем еси!».

«...Игорь воинов к Донцу ведет. Перед бедой множество птиц расселось по деревьям, волки опасность вещуют по оврагам, лисы лают на щиты длинные. О русская земля! Ты уже за длинным холмом!» (Расшифровка текста и перевод автора. В.М.).

А дальше красивое описание рассвета на Сюурлие перед успешным боем 10 мая: «...Долго ночь жевриет, заря свет запала, мгла поля покрыла, щебет славий успе, говор галок убуди...», т.е.: «...Медленно ночь бледнеет, утренняя заря рассвет зажгла, холодный туман поля покрыл, щебет соловьиный уснул, говор галок пробудился...» (Расшифровка текста и перевод автора В.М.).

Восклицание «О руская земле! Уже за шеломянем еси!» — это и есть тот недостающий в летописи путевой ориентир между Сальницей и Сюурлием. Шеломян — это длинная гора, гряда, возвышенность. Такой вид имеет гора Кремянец, которая находится на правом берегу Северского Донца (рис. 5).




Река огибает эту гору, образуя излучину длиной в 15 км. У подножья горы и на левом берегу Донца теперь раскинулись кварталы города Изюма (рис. 6).


 


То, что шеломян — это длинная гора, гряда подтверждают и тюркские его названия ХVI века. Тогда кочевавшие здесь крымские и ногайские татары называли его Узюм — курган, т.е. длинная гора. Возможно, что такая внешняя особенность длинного кургана была замечена еще со времен скифов, хазар, готов и т.д., и каждый народ давал ей название с учетом ее профиля (если смотреть с запада или востока) (рис. 5).

У половцев тоже было дано название этому приметному ориентиру, но таких сведений в истории не сохранилось...

Для того, чтоб русская земля могла скрыться за шеломянем, русские полки должны были пройти вдоль его восточного подножья. Только в этом случае западная часть горизонта, где была Русь, могла скрыться за горой — шеломянем. Если бы русские полки пошли по гребню шеломяня, русская земля не скрылась бы за горой — грядой. Западная часть горизонта еще долго светилась бы от вечерней зари, напоминая, что Русская земля находится там, на западе, за темным сосновым бором, а не за горой. Этот вариант пути по гребню шеломяня отпадает еще и потому, что ночной маршрут по местности, где были половецкие кочевья, терял свой смысл скрытности. Вариант пути по восточному подножью шеломяня — это именно то, что нужно было для скрытности ночного марша. Этот путь, по-видимому, не был главным для прохода по Половецкой земле с севера на юг. Главной, скорее всего, была та, которая потом называлась Изюмской сакмой (ХV-ХVII вв.). Но русские полки пошли по «секретной» дороге (часть 1, рис. 11), которую хорошо знали проводники-куряне из дружины Всеволода. По этой дороге можно было идти уверенно и ночью, т.к. путь лежал по прирусловой террасе правого берега Донца, ниже которой простирался мокрый луг с озерами и лесами. Сама терраса была почти безлесной. Полки шли по террасе, кое-где поросшей редкими дубами («редкодубье» в архивах ХVII в.), а слева внизу, в темноте дышал сыростью и клубился весенним туманом Донец. Примерно через два часа ночного похода русские полки перешли вброд ручей Каменку, а еще через час они подошли к устью ручья Журавка (часть 1, рис. 12) и по левому его берегу двигались на юг к истокам ручья. Небольшое открытое пространство водораздела полки перешли уже на рассвете и вошли в лесистую балку, к истокам реки Сюурлий.

Почему князь Игорь повел полки в ночь, а не остановился на ночевку у брода на Донце в устье Сальницы? По-видимому, он побоялся, что половецкие войска, перейдя вброд Оскол, утром могут появиться за его спиной и повторилась бы история 1111 года, но теперь в болотах у устья Сальницы разбиты были бы русские, а не половцы. Если бы русские полки благополучно переночевали у Сальницы и с утра 10 мая продолжили бы свой путь, то половцы навязали бы русским бой в сложных топографических условиях: могли бы напасть на них на прирусловой террасе и сбросить в болота и озера возле правого берега Донца, могли бы напасть на русские полки в узкой балке ручья Журавки, местами тоже заболоченной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тайна битвы на Каялы

В.Н. Маркин Тайна битвы на Каялы  Новаторское прочтение поэмы «Слово о полку Игореве»     Дружковка 2012   Редактор: В. Мамонтов Набор: Ю....